Страница 1 из 1

Невиданный позор NASA

СообщениеДобавлено: 02 окт 2011, 19:11
tropican
Статья техническая, предупредил сразу.
Итак, две недели назад, на фоне окончательного прекращения программы "Space Shuttle" , американское космическое агентство представило новый мега-проект.
Может вы видели его в новостях, мну же объяснит вам, что это такое.
Если кратко, то вроде все просто восхитительно - мега-ракета грузоподъемностью 60-70 тонн, использует 3-5 проверенных двигателей "Шаттла" на первой ступени (напоминаю, они кислород-водородные) с некоторыми переделками, и в качестве ракетных ускорителей, подобно Шаттлу же, по пакетной схеме, с боков 2 шаттловских же твердотопливных ускорителя же. Вторая ступень тоже кислород-водородная, ну там... как всегда... самая современная электроника и прочие чудеса. Проект с виду хорош, если честно, он мне технически даже понравился, в основном потому, что здесь используются хорошо проверенные временем компоненты, а значит, ожидать трагедии "Челленджера" не приходится. Да и при старте классического космического корабля с САС, экипаж может быть спасен с первой секунды полета.
Однако, присмотримся к проекту в деталях!
Изображение
И здесь инженерное удивление сменяется анимешным негодованием.
Во-первых, и это самое главное, как и в памятном 1972 году, мне никто не может толком объяснить, что это за груз будет выводить столь тяжелая ракета. Тогда, на закате лунной программы NASA, дабы избежать урезания финансирования, придумало Шаттл, способны выводить на орбиту тонн 50 в грузовом отсеке и снимать с орбиты тонн 20-25. Правда, за всю историю, больше 20 тонн шаттл на орбиту в грузовом отсеке так и не вывел, причина чего проста - для максимальной грузоподъемности в 50 тонн подавляющее большинство веса должно было бы находиться в задней части объекта из условий центровки. Таких грузов за 30 лет так никто и не родил. Со съемом грузов с орбиты совсем плохо было - данная функция для тяжелых объектов использовалась всего пару раз (я о съеме старых спутников ,а не о лабораторных модулях, которые пределов грузового отсека не покидали.)
Самое смешное, что 60-70 тонн - это как раз та масса, которая не нужна никому: для полета к луне по-минимому нужно выводить 110 тонн, для блоков орбитальных станций по-максимому хватает 20-25, да и то раз в год-два.
Во-вторых, шок вызывает центральный топливный бак ракеты. Он не круглый, а сплющенный, как буква "О" ! Такое решение сразу резко ухудшает массо-габаритные характеристики, ибо наилучшее соотношение массы бака к массе вместимого - шар (кстати, у советской лунной ракеты Н-1 они и были шарами), разумное - цилиндр, но никак не сплющенная цистерна. Однако, причина этого проста - NASA просто вписывает габариты ракеты в габариты готового стартового стола "Шаттлов", у которого твердотопливные ускорители несколько смещены в сторону от диаметра бака, потому что с противоположной стороны бака - тяжелый корабль и тяга его двигателей. Увы! Здесь лошадь запрягают позади телеги!
В-третьих, применение кислород-водородных двигателей на первой ступени малооправдано - они хороши в вакууме, с соплами большого расширения, а на земле выгоднее керосино-кислородные. Кстати, это хорошо знал еще Вернер фон Браун, отец американской лунной программы - на "Сатурне-5Б" первая ступень была на керосине.
-----
В целом, представленный проект слаб и вызывает искреннее изумление очевидностью с помощью гигантомании любой ценой сохранить распил огромных денег бюджета. Для чего же такая ракета практически, не может сказать никто.

Re: Невиданный позор NASA

СообщениеДобавлено: 02 окт 2011, 19:26
Бледный
Я не согласен с претензией к "гигантомании". Хотя бы потому, что 60 тонн * 2 запуска дают нам всё ту же массу лунной программы (а для "Энергии" в некоторых конфигурациях - и один запуск). Если же понадобится строить корабль для чего-то более масштабного, скажем, экспедиции на Марс - то таких рейсов будет много. Не говоря уже о том, что выводить груз одной и той же массы выгодней при помощи одного тяжёлого носителя, нежели при помощи нескольких средних или лёгких.
Вообще, чем дешевле и мощнее наличные носители - тем лучше для программ по освоению космоса, ибо вывод грузов на орбиту и есть их наиболее узкое место. Даже если в данный момент ничего такого запускаться не будет, технология должна совершенствоваться, ибо рано или поздно она всё равно понадобится, а пространство для развития у ракетных технологий пока что есть.

Re: Невиданный позор NASA

СообщениеДобавлено: 02 окт 2011, 19:28
tropican
Теперь будет небесполезно пояснить, почему NASA же стало создавать вот этот проект с нуля, а не продолжило разработку ракеты "Арес" и корабля "Орион".
Вот они, кстати:
Изображение
Причина все та же - запрягание лошади позади телеги, только тут уже в самом буквальном смысле. Лошадь - точнее, твердотопливный ускоритель от "шаттла" - оказалась дикой. Идея поставить его не сбоку как на Шаттле а сзади привела к следующему - при первом и последнем пробном запуске конструкции, при разделении ступеней, ускоритель испытал сильный (неизбежный) толчок, внутри него со стенок сорвались догорающие куски твердого топлива, площадь горения резко увеличилась, и уже отделившийся назад ускоритель рывком вперед догнал и просто протаранил габаритно-весовой макет "Ориона". НАСА тогда сразу же заявило что это оптический обман, но через месяц без особого шума прикрыло абсурдную работу.
---
Прогресс не остановить. Но когда лошадь запрягают позади телеги, получается все плохо.

Re: Невиданный позор NASA

СообщениеДобавлено: 02 окт 2011, 19:33
tropican
Насчет Марса - объяснение правдоподобное, хотя вывод российскими Протонами все равно много дешевле.
По Марсу же сейчас у той же НАСА готовится очень интересный запуск до конца года - тяжелый марсоход размерами и весом примерно равный советскому "Луноходу". Это уже на голову выше ,чем, в общем-то , игрушечные поделки "Спирит" и "Оппортьюнити", но он будет отправлен на Марс обычной, хотя и самого тяжелого варианта, "Дельтой". Здесь могу только пожелать удачи. И поменьше камней с цифрами, кроликов и следов реактивных самолетов на небесах.

Re: Невиданный позор NASA

СообщениеДобавлено: 02 окт 2011, 20:55
tellme
Может они попутно собираются выводить не только челнок, но какой нибудь спутник-шпиён...

Re: Невиданный позор NASA

СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 19:36
tropican
Возможно, кстати, самая значительная нагрузка у шаттлов была - космический телескоп "Хаббл", что-то там на пределе реальных возможностей челнока, и он был создан на базе спутника оптической разведки. Все же я думаю, что этот проект останется нереализованным.
К тому же сейчас в моду входят узкоспециализированные наноспутники размерами с детское блюдечко .